Архиреи 12 ст

Святые ворота,Пещерной церкви,кресты на куполах Успенского собора,духовному благочинию монастырских насельников, Богослужений

Строительство Успенского собора,мур во круг, золотые ворота,Шестиконечные кресты на куполах Успенского собора были заменены восьмиконечными, были приобретены два серебряных креста, два напрестольных Евангелия, на пожертвования богатых благотворителей сооружены икона святого равноапостольного великого князя Владимир.

Архиреи 12 ст

История Почаева

Связь с отсом Олегом

Почаїв Архиреи 12 ст

После того, как Почаевская обитель была возвращена в Православие, а затем получила право официально именоваться Лаврой, священноархимандритом которой становится епископ Волынский и Житомирский, в ее истории начинается период, который можно было бы назвать "архиерейским", ибо все события, происходившие в это время в монастыре, были в той или иной мере связаны с деятельностью преосвященных владык. Вверенная их архипастырскому попечению Лавра стала на первое время постоянным их домом, одним из главных мест приложения их сил и трудов. Святые ворота,Пещерной церкви,кресты на куполах Успенского собора,духовному благочинию монастырских насельников,
	Богослужений
Архиреи 12 ст
О деятельности первого из них - преосвященного Иннокентия (если опустить краткий период служения на Волыни преосвященного Амвросия, который еще не был священноархимандритом Почаевской Лавры), следует сказать, что он сумел дать обители не только духовное руководство, но оказался и лучшим ее строителем и устроителем в самых разнообразных отношениях.
Он привел в полный порядок все материальное и финансовое хозяйство Лавры, которое после ухода базилиан находилось в сильно запущенном состоянии. Благодаря новому притоку богомольцев епископ Иннокентий сумел пополнить Лаврскую ризницу, украсить храмы новыми иконами, перестроить галерею возле Успенского собора, покрыть крыши железом, построить каменную стену вокруг монастыря (при базилианах был простой деревянный тын), возвести Святые ворота.
Святые ворота - первое, чем встречает нас монастырь. Но сначала нужно немного подняться в гору, и неспешный ритм этого восхождения поневоле передается мыслям и чувствам богомольца. На фронтоне ворот, обращенном к востоку, - изображение Божией Матери, некогда явившейся в огненном столпе одному монаху и пастуху; под этим изображением - лампада, огражденная фонарем от непогоды. Сами же Святые ворота напоминают большой киот. Пройдя через них, мы вступаем на монастырский двор, поднимающийся к Братскому корпусу и Успенскому собору, и этот путь наверх, ведущий к храму и требующий некоторых усилий, как будто оживляет в вашей памяти путь и подвиг монашеский, вот уже едва ли не тысячу лет совершающийся на этой горе.
Сразу же по своем прибытии на гору Почаевскую, преосвященный Иннокентий установил еженедельное чтение по субботам соборного акафиста перед чудотворной иконой Божией Матери ''в память возвращения Почаевской обители в лоно Православия". В то время его читал сам епископ как священноархимандрит Лавры, затем его стали читать наместники в сослужении иноков и обычно при большом стечении народа.
При епископе Иннокентии Лавра быстро приобрела вид исконной православной обители. Шестиконечные кресты на куполах Успенского собора были заменены восьмиконечными, были приобретены два серебряных креста, два напрестольных Евангелия, на пожертвования богатых благотворителей сооружены икона святого равноапостольного великого князя Владимира и серебряная рака к мощам преподобного Иова, куплены священные сосуды для служения литургии, устроены иконостасы в теплой Пещерной церкви и т. п. Во всех этих делах, как и в строительных работах преосвященный принимал непосредственное участие, действуя рука об руку с наместником Лавры Антонием Рафальским и экономом Николаем Немоловским, который впоследствии сам принял монашество под именем Григорий и стал преемником Антония в звании наместника. На Волыни о епископе Иннокентии осталась память как о "пастыре кротком и радетельном".
В январе 1840 года на место Иннокентия был переведен из Минска преосвященный архиепископ Никанор (Клементьевский). В 1841 году он распорядился о назначении особого "гробового иеромонаха" к мощам преподобного Иова (ныне он называется "блюститель мощей" ), а также завел "Книгу для записи чудес и знамений", происходивших от трех лаврских святынь. 11 чудес было удостоверено и записано ризничим Лавры иеромонахом Анатолием с 1831 по 1841 год. Особое внимание архиепископ Никанор уделял духовному благочинию монастырских насельников, посещению ими Богослужений, исполнению возложенных на них обязанностей и т. п.

Читать дальшэ историю Архиреи 12 ст

В 1841 году епархиальное управление на Волыни было переведено из Почаева в губернский город Житомир. Вместе с консисторией должен был отправиться в Житомир и преосвященный Никанор, которому, таким образом, пришлось оставить Лавру. Сюда присоединилось еще одно обстоятельство. Бывший наместник Лавры Антоний был возведен в звание епископа Варшавского, викария Волынского, затем утвержден в должности самостоятельного архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а после этого, в 1843 году возведен в степень митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского. В том же году Варшавская епархия была соединена с епархией Волынской, и преосвященный Никанор был сделан архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским, священноархимандритом Почаевской Лавры и управляющим Волынской епархией. Тем самым крут деятельности архиепископа был значительно расширен, и Почаев с этого момента стал лишь летней резиденцией Варшавского архиерея.
Такой порядок продолжался до перевода (на Киевскую кафедру) преемника Никанора, преосвященного Арсения, который был последним архиепископом Варшавским, управляющим Волынской епархией. Затем более полувека последующие архиереи были уже самостоятельными архиепископами Волынскими и Житомирскими и священноархимандритами Почаевской Лавры. Правда, в 1841 году, когда Варшавское викариатство было переименовано в самостоятельную Варшавскую епархию, на Волыни возникло особое местное викариатство. Новый викарий именовался епископом Острожским. Таким епископом стал преосвященный Анатолий (Мартиновский), которому на время отсутствия архиепископа поручалось и управление Почаевской Лаврой, которую он постоянно посещал. В 1844 году он был переведен на самостоятельную Могилев скую кафедру, новый же епископ Острожский, бывший архимандрит Дерманского монастыря Иерофей (Лобачевский), остался настоятелем своей обители и по возведении в сан епископа. С этого момента в Лавре прекращается постоянное архиерейское Богослужение (за исключением летних месяцев, которые волынские архиереи проводили, как правило, на горе Почаевской); административное же управление за отсутствием священноархимандрита находится в ведении Духовного Собора, возглавляемого наместником.
В 1848 году преосвященный Никанор, назначенный митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским, уезжая из Лавры, оставил Лаврской ризнице богатые пожертвования, в том числе, полное архиерейское облачение из золотой парчи с зелеными разводами, напрестольное Евангелие, напрестольный крест и кадильницу. "Последние три вещи, - как отмечает автор "Сказания", - по своей драгоценности, изяществу и отделке и теперь составляют лучшую утварь Лавры". Такого рода приношения Лавре станут затем своего рода традицией среди Волынских архиереев, переходящих на другие кафедры.
На место преосвященного Никанора архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским, управляющим Волынской епархией и священно-архимандритом Почаевской Лавры был в 1848 году назначен архиепископ Каменец-Подольский Арсений (Москвин). С его именем в истории Лавры связан ряд богатых пожертвований, украсивших обитель; так, в 1850 году графиня Анна Орлова-Чесменская прислала необыкновенный серебряный киот для Чудотворной иконы (который, к сожалению, был сильно поврежден пожаром 1869 года); в 1851 году были сделаны серебряные ризы для старого иконостаса, затем рака-ковчег для частиц святых мощей, приобретены многие вещи для ризницы и т.п. Но не только ризница и церковная утварь были предметом забот преосвященного Арсения. За двенадцать лет своего управления Лаврой им были устроены здесь церкви преподобного Иова и преподобных Антония и Феодосия Печерских, исправлена галерея при Успенском соборе, создано кладбище для Почаевской братии при Рождество-Богородичной церкви и многое другое. Особую заботу преосвященный Арсений проявил о лаврской типографии, которая при нем обзавелась новыми усовершенствованными станками, отлила 300 пудов букв, приобрела лучшие переплетные приспособления и т.п. Здесь печатались Триоди, учебные Псалтыри, акафистники и другие богослужебные книги. При архиепископе Арсении вышло и первое "Описание Лавры", составленное под его руководством. По более всего память о преосвященном Арсении на горе Почаевской будет связана с составленными им двумя молитвами: одной, что читается перед мощами преподобного Иова, и другой, которая завершает чтение акафиста перед чудотворным образом Матери Божией - Почаевской:
"К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя во святей Лавре Почаевстей явленная поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих... Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица... и призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех пред Чудотворным образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти... Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди Православную веру в стране нашей и во всем мире, Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы Святых отец на веки непоколебимы сохрани и всех, к Тебе притекающих, от рова погибельного спаси. Еще же и ересию прельщенных братии наших или веры спасительныя в греховных страстех не сохранивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами Твоему чудотворному образу поклоняющимся, Твое предстательство исповедят..."
Правда, самому составителю недолго пришлось читать эту молитву перед чудотворной иконой Почаевской. В 1860 году был он переведен на кафедру митрополита Киевского и Галицкого, а на его место вскоре был назначен епископ Нижегородский Антоний (Павлинский).
Служение его началось установкой и освящением в Успенском соборе так называемого "царского иконостаса" (пожертвованного императором Александром II в память посещения Почаевской Лавры в 1859 году).
Здесь же, над Царскими вратами была помещена и Чудотворная икона с тем и поныне действующим устройством, которое позволяет опускать ее для того, чтобы молящиеся могли подойти и приложиться к ней. Как и его предшественники, преосвященный Антоний всецело посвятил себя интересам и благоустроению обители. После отделения Варшавской архиепископии он уже не был Варшавским епископом и мог уделять больше времени своей Волынской епархии и делам Лавры. Им была устроена и в 1862 году освящена теплая церковь во имя Святой Троицы, находящаяся в восточном крыле братского корпуса, там, где раньше помещалась лаврская типография. Ныне церковь эта носит имя Похвалы Пресвятой Богородицы или, как называют ее сокращенно, Похвальной.
Церковь эта была устроена на месте бывшей лаврской типографии, над которой, по указанию архиепископа Антония, был снесен потолок, так что второй этаж исчез, а храм приобрел надлежащую высоту. Вскоре Для него был сооружен новый золоченый иконостас (поставленный на месте первоначального базилианского) также с прибором для помещения чудотворной иконы Божией Матери Почаевской. (До недавнего времени, до 1975 года - пока не был утеплен Успенский собор - церковь эта была единственным теплым храмом в Лавре, куда на зимнее время переносилась Чудотворная икона). В этой церкви на горнем месте находится икона "Спасителя, молящегося в саду Гефсиманском", писаная на холсте масляными красками петербургским художником Драгуновым. В 1874 году нынешняя Похвальная церковь, как и Успенский собор, была расписана лучшими лаврскими живописцами. Большая часть росписей изображает основные праздники, отмечаемые Православной Церковью в зимнее время, начиная от Покрова Божией Матери до Пасхи. Туг же, близ иконостаса, написаны святые угодники Волынские с уроженцами Волыни: святителем Петром, митрополитом Всероссийским, и Иннокентием, епископом Иркутским. В алтарной части на стенах написаны в рост: "Умовение ног" и "Причащение святых апостолов Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери". Вся церковь опоясана синей лентой, на которой славянскими буквами написана молитва Господня.
Кроме этого на хорах церкви в небольшой галерее с левой стороны в 1875 году устроен особый придел в память "Победы Божией Матери над турками и татарами в 1675 году". Надо сказать, что престол "Победы Божией Матери" существовал на горе Почаевской еще до униатов, но был уничтожен при перестройке Лавры Потоцким, а затем вновь восстановлен - ровно через двести лет после события, в память о котором освящен здесь престол. Раньше в этом приделе еженедельно читался акафист Покрову Божией Матери.
Ныне в Похвальной церкви в послеобеденное время по просьбе богомольцев служатся молебны. Каждый понедельник и четверг здесь - для всех желающих - совершается таинство Елеосвящения (Соборования).

Смотреть фото галерею Дома Почаева

Фото

Почаевская лавра
Архиреи 12 ст
Архиреи 12 ст
Архиреи 12 ст

Купить дом

Для корректного отображения этого элемента вам необходимо установить FlashPlayer и включить в браузере Java Script.

Ключевые слова

Святые ворота,Пещерной церкви,кресты на куполах Успенского собора,духовному благочинию монастырских насельников, Богослужений