Блаженный Игумен Иов Почаеаский

Блаженный Игумен Иов Почаеаский

на горе Почаевской прекрасный Свято-Троицкий каменный храм с двумя приделами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и великомученика Феодора.

Блаженный Игумен Иов Почаеаский

История Почаева

Связь с отсом Олегом

Почаїв Блаженный Игумен Иов Почаеаский

По свидетельству того же Досифея, остающегося до сего дня единственным биографом-очевидцем жизни преподобного, после обретения святых мощей его, стали происходить от них первые исцеления страждущих, ибо Иов, не устававший делать добро при жизни, "и по смерти добро творити верою притекающим к нему не престаяше". Первым, кого столь чудесно и явно коснулось это добро, был сам жизнеописатель преподобного - Досифей, в ту пору игумен Почаевский. Блаженный Игумен Иов Почаеаский
Блаженный Игумен Иов Почаеаский
В том же 1659 году на праздник Воздвиженья (т.е. всего через две с половиной недели после перенесения мощей) прибыла в Почаев одна знатная и богатая богомолка Ева Домашевская. В полночь она услышала пение, раздающееся из храма, и увидела удивительный свет, сияющий в его окнах. Домашевская послала свою служанку, чтобы узнать, что происходит в храме. Посланная вошла в церковь ("ангельской бо рукою быша отверсты двери", - как пишет Досифей) и увидела тот же "свет неприступный" и услышала пение, "коим не могут петь уста человеческие". Пораженная видением Анна (так звали служанку) поняла, что видит самого преподобного Иова, совершающего молитву с двумя "светолепными юношами". "Не бойся, девица, - обратился преподобный к застывшей от страха Анне, - но пойди и позови ко мне игумена обители". "Он лежит на смертном одре, - отвечала Анна. Тогда преподобный подал ей шелковый платок, омоченный в миро, и велел отнести его больному Досифею. Тот же, мучаясь страшным жаром ("одержим бо бяше огнем презельным" ), когда Анна приблизилась к его дверям и стала звать его в храм, услышав женский голос, принял это за наущение беса и не велел пускать. Но служанка не переставала "докучать старцу, стуча в его двери", говоря ему: "если святыня твоя считает меня за привидение, то пошли хоть служителя твоего, чтобы он принял от меня свиток сей врачевания. Данный тебе от блаженного".
Тогда Досифей пустил Анну, взял от нее платок и, помазав "от напоенного мира" свое тело, тотчас сделался совершенно здоровым, так что смог встать и пойти в храм. Однако небесное видение уже исчезло, и Досифей увидел экклесиарха, отпирающего церковные двери. Изумленный игумен сказал ему: "что это, отче брате, совершается в святыне сей?" Экклесиарх со своей стороны изумился еще более и ответил: "Отче всечестный! Я ради великой болезни твоей не пошел к тебе за благословением; ибо вчера мы оставили тебя едва живым на ложе, а се ты всецел спешишь на утреннее пение". "Спешу, - отвечал Досифей, - исполнить повеление блаженного отца нашего Иова" и рассказал о совершившемся чуде. Как только экклесиарх отпер двери церковные, Досифей тотчас припал к земле перед ракой преподобного и, воздав благодарение Богу, которое Он сотворил через Иова, приступил затем к совершению Божественной службы, к удивлению всех, знавших о его болезни.
Здесь, конечно, мы не можем пересказать и малой части тех чудес.
что совершились но ходатайству блаженного Иова. Но об одном - чуде, к которому преподобный Иов был непосредственно причастен, - не рассказать нельзя, ибо без него неполна будет многовековая история почаевского монашества. Речь пойдет на этот раз о заступничестве и спасении, коснувшихся не одного человека, но всей монастырской братин. О чуде, совершившемся не только перед одним благочестивым взором верующего, но как бы перед оком самой истории. Но сначала нам нужно вернуться ненадолго в прошлое.
Ева Домашевская, о которой мы только что упомянули, вместе со своим мужем Феодором принадлежали к числу тех уже редких в то время дворянских семейств, что были крепки своей отеческой верой и стремились что-то сделать для Православной Церкви. При жизни преподобного Иова они. несомненно, были его духовными детьми. Они стали вторыми после Анны Гойской крупными благотворителями монастыря - в 1649 году построили на горе Почаевской прекрасный Свято-Троицкий каменный храм с двумя приделами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и великомученика Феодора. Церковь была воздвигнута на самой вершине горы над Стопою Богоматери, и сюда же перенесли Ее чудотворную икону, поставив ее по древнеправославному обычаю в иконостас над Царскими вратами. (Помимо этого, супруги Домашевские отказали обители большую сумму денег, прося по смерти похоронить их тела в новосозданном храме, что и было потом исполнено.)

Читать дальшэ историю Блажэный Игумен Иов Почаеаский

Вот над этим самым храмом (который ныне можно видеть лишь на картине, изображающей Домашевских, держащих храм на своих руках), как и над всей обителью, в июле 1675 года нависла смертельная опасность. Это случилось при польском короле Яне Собесском. Расскажем об этой истории словами историка, автора "летописного повествования о Малой России": "Магомет IV, султан, вознамерился наисильнее мстить Польше за нарушение Буджакскаго (или Бучакскаго) мира и за поражение войск при Хотине. Он, препоруча войско свое новому визирю Кара-Мустафе. отправил его с оным на Польшу... Визирь же турецкий пошел в Подолию там давно живущих волохов на колья посажал. Такую же казнь по взятии города и в Микулине делал; потом взял на договор крепость Подарецу, оную срыл, а церкви и кладбища посрамил и имение разграбил. За сим чрез измену получил Збараж... и расположив свой стан при Збараже, отправил 50.000 человек конницы турок и татар, под предводительством Нуредина, султана татарского, с тем, чтобы учинили нападение на короля и лишили бы его постоев и все опустошили бы на пути своем... Пурредин султан, следуя к Львову, все, что было ему на пути, мечом и огнем пленил...".
И вот на пути этого победоносного войска оказался небольшой и незащищенный православный монастырь Почаевский. Подступив к нему, турки уже сожгли окрестные строения, убили двух человек из братии и начали готовиться к штурму. С военной точки зрения он не представлял для них серьезной операции: монастырь в то время не имел ни крепостных стен, ни сторожевых башен, как это изображается на позднейших гравюрах, и за его деревянной оградой скрывалось множество мирных беженцев. Как турки расправлялись в то время с пленными, будь то солдаты или мирные жители, было известно, помощи ждать было неоткуда. И вот игумен обители о. Иосиф Добромирский убедил братию оставить всякую надежду на помощь земную и обратиться к единственной Заступнице - Матери Божией и к блаженному угоднику Иову.
Ранним утром 23 июля турки пошли на штурм. Монахи ответили на него служением акафиста перед чудотворной иконой Матери Божией Почаевской. И лишь они начали петь первый кондак "Избранной Воеводе", как над Свято-Троицкой церковью явилась Сама Царица Небесная с распростертым омофором в руках, с небесными ангелами и преподобным Иовом, прилежно молящемуся Богородице "да не предаст в неволю монастыря, где он был игуменом". Их увидели и сами турки и стали тотчас пускать стрелы в этих защитников, явившихся с неба, но стрелы их возвращались и поражали самих стрелявших. Нападающие пришли в ужас и замешательство, их охватила паника, и они бросились бежать. Между тем, ободренные такой помощью, немногие православные защитники Почаева погнались за ними и еще успели кого-то пленить. Согласно лаврским летописям, несколько пленников после этого остались в обители, приняли христианскую веру и до конца дней своих пробыли там на монастырском послушании.
Навеки запечатлено это событие в памяти Нечаева и всей Церкви. Каждый день перед чудотворной иконой Почаевской и перед ракой преподобного Иова приносится благодарность Царице Небесной и Святому за это чудесное спасение обители. "Радуйся, землю нашу древле от агарян разоренную явлением Твоим тогда утешившая", - поется в акафисте перед чудотворным образом Богородицы. Цит. по книге А.Ф.Хоннацкого "Патерик Волыно-Почаевекий", Житомир 199". Чудесное избавление Почаевской обители от нашествия турок в 1675 году во время Збаражской войны. "Радуйся, яко многие агаряне ко Христу тогда привел еси", - поется в акафисте преподобному Иову.
Так почитание святого соединилось здесь с почитанием Матери Божией. Таким осталось оно и в памяти веков, сказавшейся в песнях, некоторые из которых еще в прошлом веке были популярны в Галиции и на Волыни ("Ой зійшла зоря вечіровая", "Пасли пастирі вівці на горі). Таким записано оно и в польской "Книге чудес Божией Матери и Стопки", в которой рядом с чудесами, связанными с Цельбоносной Стопой и чудотворной Почаевской иконой, описаны и чудеса, совершенные преподобным Иовом более, чем за столетие после своей кончины.
Это был особый период в истории обители. Ровно через семьдесят лет после того, как завершилась земная жизнь святого игумена, Почаевский монастырь оказался в руках униатов-базилиан, от которых так решительно охранял его преподобный Иов. "Но угодник Божий, так ревностно подвизавшийся против унии во время земной своей жизни, не оставил являть свою славу врагам Православия и по своей кончине". Принять ли это за знак вразумления пли привлечения - нам не дано знать, но "Книга чудес" рассказывает нам об "униатском" периоде явленной посмертной славы преподобного. И что знаменательно: святой являлся чаще всего людям во сне, в том числе и тем, которые никогда ничего о нем не слышали. Вот одна из характерных записей: "24 мая 1779 года, некто Григории Полянский, по происхождению из королевства Венгерского, дал показание в Почаевекой Лавре, что будучи в течение трех лет болен ревматизмом ("на ламание костей" ) и страшной опухолью в ногах, когда в 1778 году потерявши всякую надежду на человеческую помощь, обратился с сердечною молитвою о спасении к Божией Матери, то увидел однажды в октябре месяце во сне, будто он находится в дороге и от нестерпимой болезни страшно плакал... В это время явился ему монах "небольшого росту и с бородою седою и щуплою", (каковым изображается преп. Иов), который обратился к нему со следующими словами: "Чего плачешь, сынку?" - и затем, расспросивши его о болезни, велел ему идти в Почаев, и, сам взявши его и введши помежду стен, водил его то к киоту Матери Божией чудотворной, то в пещеру, где лежали мощи блаженного Железа, то к Стопе Божией Матери и т.д. Пробудившись после этого. Полянский вдруг оказался совершенно здоровым, и затем, как гласит "Книга чудес", отправившись в Почаев. "видел наяву то же самое, что и представлялось ему во сне", т.е. также поклонялся мощам преп. Иова и молился перед ними, по обычаю, как и пред всякими другими святыми и нетленными мощами." У базилиан было тогда, вероятно, двойственное отношение к святому игумену: они знали о его непримиримых антиуниатских убеждениях и в то же время не могли не почитать его. Мощи его закрыли решеткой и стеклом, но, как говорит почаевское предание, со временем стали допускать к ним богомольцев, тайком служили перед ними молебны, ставили свечи и т.п. У них хранилась одна из древнейших икон святого, и в "Книге чудес" сохранился любопытный стихотворный эпиграф к ней. принадлежащий одному из почитателей преподобного, насельнику Почаевского монастыря. Этот эпиграф, помеченный датой 1755 года нюня 24 дня гласит: Иов се есть, железо реченный; Житием свят муж по смерти блаженный.
Эту небольшую главу о посмертной славе угодника Божия нам хотелось бы закончить другой историей, взятой из времен, уже близких к нам. Это рассказ священника Н.Никитюкова, помещенный в Журнале Варшавской Митрополии. Он пишет: "В Лаврской пещерной церкви преподобного Иова в день его памяти (28 октября 1908 года) служил литургию преосвященный Михей (Алексеев, епископ Владимир-Волынский). Богослужение происходило торжественно и чинно при участии сонма священнослужителей и прекрасном пенни хора. Наступило время освящения Св. Даров. Уже пропели "Тебе поем", а владыка стоял неподвижно и с выражением напряженного внимания смотрел вперед, как будто видел что-то необыкновенное, чего другие не видели. Наконец один из служивших архимандритов приблизился к преосвященному и тихо сказал: "Владыко. Дары не освящены". На это преосвященный ответил: "Святые Дары освящены. Их освятил преподобный Иов. Он стоял здесь с нами и молился. Я видел его"".

Смотреть фото галерею Храмы Почаева

Фото

Почаевская лавра
Блаженный Игумен Иов Почаеаский
Блаженный Игумен Иов Почаеаский
Блаженный Игумен Иов Почаеаский

Купить дом

Для корректного отображения этого элемента вам необходимо установить FlashPlayer и включить в браузере Java Script.

Ключевые слова

Блаженный Игумен Иов Почаеаский