Успенский собор Почаевской Лавры

Успенский собор Почаевской Лавры,строительство,Почаевской обители

Успенский собор Почаевской Лавры, история зачатия и развития.

Успенский собор Почаевской Лавры

История Почаева

Связь с отсом Олегом

Почаїв Успенский собор Почаевской Лавры

Да, Успенский собор Почаевской Лавры слышал немало похвал и разных эпитетов.Уподобляли его вознесенному кораблю, называли грандиозным и парящим. Он и вправду был построен для того, чтобы поразить воображение своей мощью и крылатостью, гармонией и тяжеловесным изяществом. Но он не подавляет приходящих в него богомольцев, а, напротив, как бы сообщает им легкость в молитве.
Он согревает, а не охлаждает сердца, и в славе своей красоты он ничуть не суров, но человечен и радостен. Несмотря на свою архитектурную пышность и "дерзость", этот храм несет в себе какую-то весть о мире, о покорности и торжестве силы Божией над человеческим самоутверждением и превозношением. Успенский собор Почаевской Лавры,строительство,Почаевской обители
Успенский собор Почаевской Лавры
Все, что мы можем прочитать, всматриваясь издалека в очертания этого храма (ибо собор слишком велик, чтобы можно было оценить его по достоинству с близкого расстояния) возвращает нашу мысль к истории его создания, каким-то образом сроднившуюся с архитектурным его обликом, а, точнее, с духом его. Ибо строительство Успенского собора - это, пожалуй, самая памятная страница всего базилианского периода Почаевской обители. Но пора нам рассказать о ней с самого начала. В середине XVIII столетия жил в своем имении близ Люблина, неподалеку от Галиции, родовитый и богатый вельможа, граф Николай Потоцкий ( "на Злотим Потоку Потоцкий" - по имени села его "Золотой Поток"). Назывался он еще и старостой Каневским (т.е. чем-то вроде губернатора) и воеводичем Бельзским, происходил из католической семьи, но предки его, подобно предкам других древних фамилий на западе Руси, были, по-видимому, православными.

Что же касается характера его, то Николай Потоцкий воплощал собой худшие черты потомственной польской аристократии. Был он горд без меры, упрям, жесток и своеволен до неистовства. Мог в сердцах не только прибить, но и убить кого угодно, а за евреями, говорят, охотился с собаками, как за дичью. И вот проезжал он однажды в коляске неподалеку от Почаева. Что-то случилось на Дороге, лошади рванулись в сторону, опрокинув коляску, выбросив и, вероятно, еще и крепко ушибив Потоцкого и его кучера, а потом вместе с перевернутой коляской ускакали прочь. Не такой человек был граф, чтобы откладывать свой гнев до выяснения обстоятельств или отягощать себя мыслью о последствиях; с отборной бранью выхватил он пистолет из-за пояса, и тотчас понял кучер, что настала последняя мм нуга в его жизни. Только и успел он, повернувшись в сторону виднеющегося на горе монастыря, воскликнуть: "Мати Божия, чудовная в иконе Почаевской, спаси меня..." Щелкнул курок... - осечка. Потоцкий прицеливается еще раз - осечка. Встряхивает пистолет, нажимает на курок в третий раз - опять осечка.
Можно представить себе, как взбешенный Потоцкий ошарашенно смотрит на свой пистолет, который еще ни разу не подводил его, как переводит свой взгляд на кучера, полумертвого от страха, но с огоньком какой-то надежды в глазах, как затем обращает он взгляд свой к виднеющемуся вдали силуэту монастыря... Рука более сильная, чем его, сохранила жизнь человеку, и это вдруг доходит до него. Ослепившая его пелена гнева спадает с его глаз. Что это за "чудовная икона Почаевская", к которой взывал кучер, он хочет видеть ее немедленно. Вскоре возвращают ему лошадей, и Потоцкий, изменив свой путь, едет прямо в Почаев, входит в храм, видит, наконец, ту икону, вглядывается в нее... и со слезами покаянной молитвы опускается на колени перед чудотворным образом Царицы Небесной... Было это в 1759 году. Через двести лет после того, как икона преподнесена была греческим митрополитом благочестивой православной помещице, и через сто лет после обнаружения нетленных мощей преподобного Иова.
Мы вправе спросить себя, что является в данном случае настоящим чудом: всего лишь трехкратная осечка, никакими механическими причинами не объяснимая, в ответ на крик о помощи или же внезапное обращение закоренелого грешника? Здесь, как и во всяком чуде, есть внешняя и внутренняя стороны, которые в данном случае разделены более рельефно, чем в остальных. Чудо, однако, на этом не кончилось. Ибо настоящим чудом стало само строительство собора, имеющее своим началом вмешательство Матери Божией, спасшей обреченного на смерть человека и повергшей к Своим стопам гордеца, одержимого духом злобы и человекоубийства. Ибо от его вразумления, а точнее сказать, от всепревозмогающей благодати Божией берет свое начало история Успенского собора и архитектурное обновление всей Почаевской обители.

Читать дальшэ историю Успенского собора

Потоцкий становится греко-католиком, или униатом, т.е. переходит из латинского в восточный обряд, вспомнив, должно быть, о своих православных корнях. Всю свою энергию и волю, что растрачивались до сих пор попусту, все свои громадные средства, которые до сих пор он тратил на прихоти, отдает он отныне на служение монастырю. Прежде всего он завязывает тесные отношения с Ипатием Белинским, бывшим в то время Успенский Собор архитекторов, которые, выяснив причины обвала, принимают меры к Укреплению здания. Новые траты, новые усилия, и вот храму придается нынешняя его крепость и надежность.
В 1774 году усилия Потоцкого венчает первый успех: закапчивается строительство первого храма - церкви святой великомученицы Варвары, что находится на южном склоне горы, под самым Успенским собором (в 1864 году она будет освящена вновь во имя преподобного Иова и станет называться Пещерной). Двумя годами позднее завершается постройка другого храма в поле, связанного с еще одним прославлением иконы, о котором мы расскажем в следующей главе. В 1781 году "для временного служения" освящается и сам Успенский собор, хотя в нем предстоит еще много отделочных работ, так что чудотворный образ Почаевской Божией Матери будет перенесен сюда лишь в 1791 году. Настоящее же торжественное освящение собора произойдет только 80 августа 1822 года. Его совершит Иаков-Адам Окелло-Матусевич, экзарх униатской митрополии юго-западной Руси. Высота Успенского собора достигает 56 метров над землей, а стоит он на горе (или скорее на холме), что возвышается над окружающей его местностью еще метров на 70. Он виден издалека и как бы притягивает, сосредотачивает в себе пространство радиусом более, чем в десяток километров. Длина его - 54. а ширина - 40 метров. Войдя внутрь, мы понимаем, что строители придали ему крестообразную форму, которую нелегко заметить снаружи. Он разделен на три части аркадами столбов или колонн. Как только мы входим в собор через Великие или Главные врата, то сразу же замечаем справа киот и ковчег с Цельбоносной Стопой.
Есть соборы, поражающие своей духовной строгостью, собранностью, простотой. Успенский собор поражает своим богатством - богатством красок (преобладание золота и лазури), богатством живописи, богатством линий, граней, ярусов, геометрических форм. Наконец, если можно так выразиться, богатством пространства, распахнувшегося под его сводами, массивными и в то же время взлетающими вверх. Подняв глаза к алтарю, мы видим над горним местом, открывающимся поверх иконостаса, изображение "Явления Божией Матери на скале Почаевской в столпе огненном", созданное в 1870 год}' академиком В.В.Васильевым, расписавшим и весь собор. Первые же впечатления от храма - встреча с Цельбоносной Стопой и образ самого Явления - через толщу веков переносят нас к преданию о посещении Богоматери, тому чуду, что через три с половиной века как будто откликнулось и воплотилось вновь в Чудотворной иконе, чуду, заявившему о себе многими исцелениями и утешениями и, наконец, воздвигнувшему и сам собор.
Сама икона Божией Матери Почаевская находится над иконостасом. Иконостас (его называют "царским" в память о подарившем его императоре Александре II, посетившем Лавру в 1859 году) состоит из четырех ярусов. Он устроен в византийском стиле по рисункам архитектора Боссе; иконы его (всего их 33) писаны на медных досках академиками Лавровым, Горбуновым и Васильевым. Иконостас был установлен, а затем "священ лишь 13 августа 1861 года, заменив собой ту небольшую перегородку, которая с начала XIX века служила иконостасом у базилиан. Звездообразный киот с чудотворной иконой Богоматери находится в третьем ярусе иконостаса над изображением Тайной Вечери. Свет, исходящий от Матери Божией и касающийся сердец, символически передается сиянием исходящим от драгоценных камней, вправленных в киот и как бы Разлетающихся в стороны. Это работа уже упоминавшегося здесь золотых Дел мастера С.Ф.Верховцева, украсившего Цельбоносную Стопу и сделавшего покрытие для Престола. Перед иконой - массивная неугасимая лампада с несколькими светильниками. Она сделана в древневизантийском стиле по рисунку художника С. Комарова с характерным орнаментом, залитым разноцветной эмалью. Мы не станем описывать здесь всего убранства собора.
Чтобы рассказать о нем должным образом, понадобилась бы, наверное, отдельная книга. Всякому же. хотящему познакомиться с ним, ответим словами Евангелия: "придите и увидите". Но вот о чем нельзя не сказать. По мнению А.Ф. Хойнацкого Успенский собор - едва ли не единственный в нашем отечестве (речь идет в данном случае о Российской империи того времени), что столь оригинально украшен иконами и изображениями, связанными именно с тем краем, где он построен. Слава, которой овеян чудотворный образ Почаевской Богоматери, нашла здесь свое выражение средствами живописи. Мы встречаем и узнаём здесь многие из тех чудес' и событий, о которых рассказали. Вот, например, "Исцеление слепорожденного брата помещицы Гойской, Филиппа по молитве пред иконою Божией Матери в 1597 году". Вот "Удержание на вервии" юноши, упавшего в колодец, успевшего "сердцем вздохнуть" к Богоматери. Вот чудесное перенесение инока в обитель из турецкого плена. Вот воскрешение мертвого младенца. Вот "стрясение бесом" жены Фирлея в момент учиненного ими кощунства. А вот и "Преподобный Иов, Игумен Почаевский, с братнею пред иконой Божией Матери молящийся". И все, что мы видим на стенах собора, сроднилось с этой местностью, этой горой, этой иконой и, вместе с тем, естественно и чудесно соединяется с Евангельскими историями, знакомыми каждому верующему: "Христос и покаявшаяся грешница", "Воскрешение сына вдовы Наинской", "Христос в доме Марфы и Марии" и т.д. Изображения общехристианских святых соседствуют с образами тех, кто какими-то узами связан с этим краем. И здесь понимаешь, что это не механическое сложение, не смешение разных эпох и сюжетов, но единый замысел, воплощению которого служит Успенский собор со всем своим убранством.
Мы как будто можем прочитать этот замысел, подняв глаза к голубой ленте, опоясывающей интерьер собора над верхними карнизами. Лента эта - написанный золотыми буквами "посолонь", т.е. слева направо православный Символ Веры. Ибо одна из основных черт замысла, выраженного во всех этих росписях и убранстве, - придание собору православного характера, который в данном случае утверждает себя не вопреки, а в согласии с его архитектурным обликом. Собор строился униатами и для униатов, но Православие как будто влилось в него и "обжило" его изнутри, сделало его своим, русским, намеленным храмом, утвердило себя в святых иконах и ликах, во всех благодатных воспоминаниях о чудесах Божией Матери, изображенных на его стенах, и каждый богомолец, вступающий в этот собор, ощущает свое духовное родство со всеми, отдаленными от него временем, братьями и сестрами по вере, прибегавшими некогда к милости Царицы Небесной и получавшими ее.
Это наше краткое посещение Успенского собора закончим словами уже известного нам историка, протоиерея А.Ф. Хойнацкого: "И видится, и чувствуется умом и сердцем при созерцании этих священных изображений, что и тебя не оставит Своим покровом и милостию Царица Небесная, что и тебя Она посетит, наставит, помилует, исцелит, как посещала, наставляла, благословляла этих несчастных, лики которых начертаны здесь в знаменательные для них моменты посещений свыше, - тем усерднее преклоняются колени перед образом Пречистой, тем теплее возносится молитва к Ее чудотворному лику, этому непостыдному прибежищу всех скорбящих и обремененных не только на горе Почаевской, но и во всем мире христианском"..

Смотреть фото галерею Успенского собора

Фото

Почаевская лавра
Успенский собор Почаевской Лавры
Успенский собор Почаевской Лавры
Успенский собор Почаевской Лавры

Купить дом

Для корректного отображения этого элемента вам необходимо установить FlashPlayer и включить в браузере Java Script.

Ключевые слова

Успенский собор Почаевской Лавры,строительство,Почаевской обители