Жызнь Пресвятой Богородицы

Жызнь Пресвятой Богородицы,Пресвятая Дева,Дева Мария,Богоматерь,Царицей Небесной,Вся земная жизнь Богородицы

Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями.

Жызнь Пресвятой Богородицы

История Почаева

Связь с отсом Олегом

Почаїв Жызнь Пресвятой Богородицы

Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Жызнь Пресвятой Богородицы,Пресвятая Дева,Дева Мария,Богоматерь,Царицей Небесной,Вся земная жизнь Богородицы
Жызнь Пресвятой Богородицы
Сегодня трудно поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли воспринимать Ее Царицей Небесной, а Она имела земные черты характера: склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники. Дева Мария усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам.
Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года, о чем свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви (святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя Симеона Метафраста), с ними соглашаются авторитетные церковные историки.
Из преданий, воспоминаний современников Пресвятой Девы проступает вполне зримый образ. Церковный историк Никифор Каллист словесно так его нарисовал: «Она была роста среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое. Руки и пальцы длинные».
Современники Пресвятой Девы отмечают ее безупречные духовные качества.
Святой Амвросий так описал Ее: «Она была не многоречива, любительница чтения… Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты».
Святой Игнатий Богоносец удивительно точно определяет суть благодатного воздействия Богородицы на простых смертных людей: «В Ней соединялось естество ангельское с человеческим».
Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтоб видеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом, когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицом Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. И разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы».

Читать дальшэ историю Жызни Пресвятой Богородицы

Этот день считается днем формального возвращения Почаевского монастыря в Православие после 110-летнего базилианского периода. Вскоре после этого на гору Почаевскую прибыл и первый ее православный настоятель преосвященный Амвросий, епископ Волынский и Житомирский, и с 25 октября в обители началось и архиерейское Богослужение.
Первым делом владыки Амвросия было учреждение в обители Духовного Собора, который должен был заняться множеством дел и прежде всего организацией монашеской жизни и принятием православных иноков. Святейший Синод в своем предписании епископу Амвросию предлагал ему "испрашивать" хороших монахов у епархиальных архиереев Киевского, Черниговского и Курского. Первый на гору Почаевскую явился иеромонах Феодосии, посланный митрополитом Киевским Евгением, и преосвященный Амвросий тотчас назначил его благочинным и исполняющим должность наместника. В дальнейшем исполняющим должность наместника был назначен овдовевший Кременецкий протоиерей, преподаватель Волынской семинарии Григорий Рафальский, постриженный в монашество под именем Антония. Впоследствии Антоний Рафальский станет митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским.
Что сталось с удаленными из монастыря базилианами? Некоторые из них подверглись преследованиям, однако не за факт принадлежности ко греко-католической Церкви, а за участие в Польском восстании. Другие были обвинены в растрате монастырского имущества и попали под суд. Однако судьба большинства из них решалась греко-католической консисторией, которая давала знать епископу Амвросию, кто из них куда Должен отправиться на жительство. По свидетельству А.Ф.Хойнацкого (единственному, которым мы располагаем) всем им преосвященный Амвросий выдал средства и все необходимое на дорогу. Интересна судьба монастырских служащих. При базилианах здесь работали лесничий, пасечники, садовники, конюхи, пастухи, повара, кузнецы, портные и др., получавшие, помимо жалованья, еще так называемую ординарию, т.е. часть хлеба зерном. По распоряжению владыки все они были оставлены на своих местах при том же содержании, которое получали и раньше. Тем же из них, которые уже не могли работать по старости, были от монастыря назначены пожизненные пенсии. Неудивительно, что многие из этих служащих перешли в скором времени в Православие.
При кратком правлении владыки Амвросия был установлен и определенный богослужебный чин, действующий в Лавре в основном и поныне. В помощь певчим был прислан из Петербурга придворный протодиакон Павел Дашковский с псаломщиком, который, пробыв в монастыре некоторое время, "ввел на Горе Почаевской по церковному чтению, пению и вообще богослужению порядок Лавры Александро-Невской" (А.Ф.Хойнацкий).
Владыка Амвросий только начал заниматься большим и хлопотным делом по благоустройству обители, как был переведен в Нижегородскую епархию, а на его место в 1832 году был поставлен епископом Волынским Иннокентий (Сельно-Кринов), бывший епископ Курский. Вместе с епископской кафедрой он, по примеру своего предшественника, должен был принять в управление и обитель Почаевскую. Правда, только через полтора года после своего вступления в должность стал он именоваться священноархимандритом Почаевской Лавры. Ибо после доклада Святейшего Синода был издан следующий Царский указ:
"1. Почаевскую Успенскую обитель по многочисленности стекающихся в оную богомольцев, по великолепию ее церквей, обширности и огромности зданий учредить православным монастырем 1-класса, присвоив ей наименование Лавры.
2. Священноархимандриту сей новоустроенной Лавры быть всегда Волынскому архиерею, имея для помощи по управлению монастырем особого, благонадежного и достойнейшего архимандрита с наименованием наместника.
3. Сверх епископского штата для безостановочного и приличного совершения богослужения определить 12 иеромонахов, 4 иеродиакона с нужным числом служебных монахов и назначить монастырских служителей".
К семье российских лавр, т.е. наиболее крупных и прославленных монастырских обителей (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Александро-Невской) прибавилась еще четвертая - Почаевская. Добавим, забегая вперед, что при том беспощадном гонении, которое обрушится на Русскую Церковь в двадцатом столетии, Почаевская Лавра останется единственным большим действующим русским монастырем, сохранившимся, правда, уже на территории другого государства - Польши.
"Лаврой" (от греческого слова, означающего "улица", "проход") в древности называли длинный ряд обособленных друг от друга монашеских келий, целую монашескую слободу, управляемую одним настоятелем. Впоследствии лаврами стали называть самые важные и многолюдные монастыри. Вероятнее всего, это название издавна бытовало в народе, привыкшем считать Почаевскую обитель лаврой из-за важности ее святынь, обилия ее храмов и многочисленности иноков. (Поэтому, пользуясь время от времени этим словом, мы отнюдь не упреждали событий).
Ибо тридцатые годы девятнадцатого столетия - время массового перехода униатов в Православие. Однако поголовным он, конечно, не был. Религиозная политика Николая I была направлена на государственную поддержку Православия, но это не означало тотального подавления греко-католиков. Конечно, для тех, кто оставался в унии, а тем более в ордене св.Василия Великого, этот период мог быть временем многих обид и мстительных чувств, и всякого рода страстей человеческих. Ситуация в то время складывалась не в их пользу. И потому первый священноархимандрит Почаевской Лавры, епископ Иннокентий, указывал православному духовенству:
"С причтом, прихожанами своими и особенно со всеми униатами и иноверцами, в приходе живущими, обращаться приветливо и миролюбиво, не пренебрегая никем, входя с искренним участием при встречах и свиданиях в положение всякого, и тем снискать любовь и привязанность всех и каждого.
В первые годы после ухода базилиан был пущен даже слух, что чудотворная икона Божией Матери ушла из Почаева в Подкаменецкий Доминиканский монастырь, который находился неподалеку, но уже на австрийской территории, что была выдолблена даже Цельбоносная Стопа, и все это поначалу резко сократило приток богомольцев. Но уже при недолгом правлении епископа Амвросия начали совершаться новые чудеса и знамения (почти было иссякшие за два-три десятилетия перед тем), происходящие от Почаевских святынь: Чудотворной Иконы, Цельбоносной Стопы и мощей преподобного Иова. Об этом вскоре стало известно, и тогда вновь возрос поток богомольцев на гору Почаевскую.
"Почти в то же самое время, когда распространялись подобные толки, - говорит "Сказание о Почаевской Лавре", - благодатною силою, присущей Ее чудотворной иконе, совершались дела дивные: страдавшие долговременными болезнями, пришедши в Почаев на поклонение Ее святому образу, мгновенно исцелялись; лишившиеся зрения прозревали, не владевшие руками и ногами обращались с верою и молитвою к Божией Матери перед Чудотворною Почаевскою Ее иконою и укреплялись в расслабленных членах своих".
В нашем повествовании чудесное неизбежно переплетается с исторической канвой, так что порой они становятся неотличимы друг от друга. Мы сознательно избрали этот путь, ибо история всякого монастыря или храма всегда как бы возвышается над перечислением дат, событий, деяний и действующих лиц и уходит в область благодатного, в тайну встречи верующей души с Богом Живым, говорящим с нами в заступничестве Божией Матери и в помощи, подаваемой через святых. И хотя эта благодатная сторона и не заявляет о себе на каждой странице и в каждой главе, о ней никогда не следует забывать. Почаевская Лавра жила в своей истории, но также и вне ее - в непрестанной молитве, во внутреннем делании и хотя нечастых, но удивительных посещениях ее Небесных Заступников.
Следующий период в жизни Почаева, наверное, один из самых спокойных и "небурных" в его истории. Начиная от возвращения Лавры в Православие в 1831 году, он будет продолжаться до самого начала Первой Мировой войны - целых 83 года.

Смотреть фото галерею Дома Почаева

Фото

Почаевская лавра
Жызнь Пресвятой Богородицы
Жызнь Пресвятой Богородицы
Жызнь Пресвятой Богородицы

Купить дом

Для корректного отображения этого элемента вам необходимо установить FlashPlayer и включить в браузере Java Script.

Ключевые слова

Жызнь Пресвятой Богородицы,Пресвятая Дева,Дева Мария,Богоматерь,Царицей Небесной,Вся земная жизнь Богородицы